Текст песни пастор Назаров Дмитрий Андреевич - 10 ИЮЛЯ 2016. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУЕТЕ.

Исполнитель
Название песни
10 ИЮЛЯ 2016. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУЕТЕ.
Дата добавления
25.08.2019 | 17:20:05
Просмотров 19
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным

Для вашего ознакомления предоставлен текст песни пастор Назаров Дмитрий Андреевич - 10 ИЮЛЯ 2016. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУЕТЕ., а еще перевод песни с видео или клипом. Также вы можете прослушать песню онлайн

10 ИЮЛЯ 2016. СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ
РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУЕТЕ.
Сегодня я хочу попытаться отнестись к происшедшему в течении этой недели проживания в «кущах» и нащупать, ощутить то новое, что возникло, было вынесено оттуда. Очень условно можно разделить то, что там происходило на то, что Господь совершал, как являл Себя через семинары, на, что Он делал через наши отношения в проживании, и на то, что происходило во время вечернего служения поклонения. Как и говорит Слово: Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. Рим. 11:36. Для меня самым важным является действительно это открыть для себя. И что бы это сделать мне нужно преодолеть то, что я каким-то быть может неосознанным образом делю, дроблю прожитое на «духовное», т.е. то, что я воспринимаю как действие Божье или Его откровение и то, что я мог бы назвать «обычной жизнью», что-то «бытовое», что-то «не духовное». Но смыслом этого выезда, как я его понял, и было то, что бы вырвавшись из привычных обстоятельств, открыть, прозреть Бога, действующего и пребывающего во всём, происходящем в этом лагере. И конечно смысл в том, чтобы на лагере это не закончилось, но что бы вернувшись в города, побрившись и помывшись мы продолжали Его открывать не только в «духовном», но и в «бытовом», чтобы само это разделение было преодолено или по крайней мере, что бы мы в какой-то мере осознали условность этого деления. Вот как Писание говорит об этом: Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его; Втор. 4:39. Бога на небе вверху мы отчасти знаем, но открыть Его здесь, на земле, открыть Его в нашей повседневности, думаю это процесс всей нашей христианской жизни и селах является чем-то похожим на «сеанс интенсивной терапии». Вот что для меня совершенно очевидно: Можно уехать из суеты, но та суета, которая внутрь нас есть она всегда и везде будет с нами. Но когда мы уезжаем из привычных обстоятельств эта внутренняя суета становится более очевидна, она проявляется и конечно мы можем «списать» это на какие-то обстоятельства, кого-то в это обвинить, но если мы честны с собой, то нам придётся признать, что мы ЛЮБИМ суетиться. Там, на селахе, в установочном докладе звучала мысль о том, что закон заповедей, данный Богом через Моисея сокрыт в Евангелии. И размышляя о законе я обнаружил, что Господь не дал нам такой заповеди «Не суетись», Он дал заповедь о субботе, повелел нам учиться проводить какое-то время как бы тренируясь пребывать в свободе от суеты, но уже в Новом Завете автор Послания к Евреям разворачивает эту тему дальше, в 4 главе он говорит, что мы, уверовавшие во Христа призваны преодолеть суету и войти в покой Божий. Я верю, что это не утопия, не миф, это действительно иная реальность, в которую мы призваны вначале поверить, а затем войти. Закон заповедей, углублённый Христом до осознания самих намерений, ставит перед нами вопрос: Возможно ли не пожелать? Суета, суетность, являющаяся грехом, его «базой», как говорит Пророк: «влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными» (Ис.5:18), проявляется прежде всего в движении сердца, и если закон помогает нам осознать пожелание, как пишет Ап.Павел: «Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7:7), то Христос научает нас вверять Ему обнаруженные пожелания, и там, где это произошло, там и происходит обоживание. Ап. Павел говорит очень важные для понимания этой темы слова: Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Еф. 5:13. То есть как только закон «сработал», как только пожелание было распознано, уже только вопрос времени, (как на том же установочном докладе было сказано, количество времени зависит от силы личности человека, как долго он сможет сопротивляться Богу), но рано или поздно ВСЯКОЕ распознанное пожелание либо будет вверено Христу и обожено, либо станет жерновом, висящем на шее, т.е. тем, с чем спокойно продолжать жить человек уже не сможет. И каждый раз приезжая на селах я распознаю в самом себе ещё какую-то порцию суеты, которую, милостью Божьей, надеюсь вверить Ему для обоживания. Я думаю, что как благодать Божья многоразлична, так многоразлична и суета человеческая! Давайте поразмыслим: Мы действительно входим в покой тогда, когда находимся под покровом благодати, как засвидетельствовал Царь Давид: С Тобою ничего не хочу на земле. Пс. 72:25. Но как было сказано в установочном докладе, это состояние есть проблеск Царства, что бы мы искали его и стремились к нему. Но там, где произошло обоживание, там, где «от терпения произошла опытность, а от опытности надежда», там мы уже действительно можем доверять Господу обстоятельства и ситуации нашей жизни. Я вижу это вхождение в покой, в субботу, это преодоление суеты, как завоевание Ханаана, и конечно это не развлекательная прогулка, а битва, полная драматизма! Можем ли мы вверять Богу самих себя и весь живот свой? Там, в установочном докладе, прозвучал тезис о том, что закон ведёт нас к пониманию, к откровению о
JULY 10, 2016. MINISTRY OF THE CHURCH
REFLECTIONS ABOUT FURNITURE.
    Today I want to try to relate to what happened during this week of living in the "cabbage" and feel, feel the new that has arisen, has been brought out of there. It is very conditional that we can divide what was happening there on what the Lord did, as He revealed Himself through seminars, on what He did through our relationships in living, and what happened during the evening worship service. As the Word says: All of Him, by Him and to Him. Glory to him forever, amen. Rome. 11:36. For me, the most important thing is to really discover it. And in order to do this, I need to overcome what I somehow can unconsciously share, divide life into “spiritual”, i.e. what I perceive as an action of God or His revelation and what I could call “ordinary life”, something “everyday”, something “not spiritual”. But the meaning of this departure, as I understood it, was that, breaking out of the usual circumstances, to open, to see the light of God, acting and abiding in everything that happens in this camp. And of course, the point is that this should not end at the camp, but that returning to the cities, shaving and washing, we would continue to open It not only in the “spiritual”, but also in the “everyday”, so that this division itself would be overcome or at least to the extent that we would to some extent be aware of the conventionality of this division. This is how the Scripture says this: So now know and lay on your heart that the Lord is God in heaven above and on earth below, and there is none other than Him; Deut. 4:39. We partly know God in heaven above, but to discover Him here on earth, to open Him in our everyday life, I think this process of our entire Christian life and villages is something like a “intensive care session”. Here is what is completely obvious to me: You can leave the bustle, but the fuss that is inside of us is always and everywhere with us. But when we leave the usual circumstances, this inner fuss becomes more obvious, it manifests itself and of course we can “blame” it on some circumstances, blame someone for it, but if we are honest with ourselves, we will have to admit that we LOVE to fuss. There, in the village, the installation report sounded the idea that the law of the commandments given by God through Moses is hidden in the Gospel. And while thinking about the law, I found that the Lord did not give us such a commandment “Do not fuss,” He gave the commandment on the Sabbath, ordered us to learn how to spend some time as if training to remain free from the fuss, but the author of the Epistle to the New Testament Hebrews continues this topic further, in chapter 4 he says that we who believe in Christ are called to overcome the hustle and bustle of God. I believe that this is not a utopia, not a myth, this is really a different reality, which we are called to first believe, and then enter. The law of commandments, deepened by Christ to the realization of intentions, poses the question before us: Is it possible not to wish? Vanity, vanity, which is sin, its “base”, as the Prophet says: “lawlessness entails in the heights of vanity, and sin - as if with chariot straps” (Isa. 5:18), manifests itself primarily in the movement of the heart, and if the law helps us to realize the desire, as Apostle Paul writes: “I would not understand the wishes, if the law did not say: do not wish” (Rom. 7: 7), then Christ teaches us to entrust Him with the discovered wishes, and where it happened, there is an adoration. Up Paul says the words that are very important for understanding this topic: All that is discovered is made manifest from the light, for everything that is made manifest is light. Eph. 5:13. That is, as soon as the law “worked”, as soon as the desire was recognized, it was only a matter of time (as the same installation report said, the amount of time depends on the strength of a person’s personality, how long he can resist God), but sooner or later ANY recognized desire will either be entrusted to Christ and deified, or become a millstone hanging on the neck, i.e. those with which a person cannot continue to live quietly. And each time I arrive in the villages, I recognize in myself another portion of the fuss that, by the grace of God, I hope to entrust to Him for living. I think that how the grace of God is different, the vanity of man is so different! Let us ponder: We really enter peace when we are under the cover of grace, as King David testified: With you I do not want anything on earth. Ps. 72:25. But as stated in the introduction report, this state is a glimpse of the Kingdom, so that we would seek it and strive for it. But where the living happened, where "experience came from patience, and hope from experience," we can really trust the Lord in the circumstances and situations of our lives. I see this entry into peace, on Saturday, this overcoming of fuss, like the conquest of Canaan, and of course this is not an entertaining walk, but a battle full of drama! Can we entrust ourselves to God and our whole belly? There, in the installation report, the thesis was voiced that the law leads us to understanding, to