Текст песни Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23.

Исполнитель
Название песни
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23.
Дата добавления
25.08.2020 | 02:20:03
Просмотров 30
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным

Для вашего ознакомления предоставлен текст песни Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23., а еще перевод песни с видео или клипом. Также вы можете прослушать песню онлайн

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов)

Заповеди блаженств Церковь повторяет практически за каждой литургией. Бывает, и довольно часто, что за одной литургией она повторяет их дважды, как сегодня. Правда, нынешнее евангельское чтение повторило их не все, а только четыре, полностью они содержатся в Евангелии от Матфея. С момента своего произнесения Господом Иисусом Христом и до сегодняшнего дня эти заповеди были вызовом человеку, вызовом, который переворачивает с ног на голову все те принципы, по которым живёт человеческое общество. Взять, к примеру, утверждение Христа, что блаженны, то есть счастливы, те, кто плачет. Любому человеку свойственно желать радости и всеми силами к ней стремиться, но Христос говорит о счастье плачущих. Неужели, счастливы те, кто, предположим, потерял единственного ребёнка и не может не плакать? Или те, кто плачет от неописуемой телесной боли, вызванной серьезным заболеванием? Жизнь даёт нам немало поводов и причин для такого плача, мы все с ними сталкиваемся если не каждый день, то очень часто. И по опыту знаем, что в этих слезах нет и намёка на счастье, а есть только безысходность и отчаяние. Но в словах Христа нет неправды, это известная христианская аксиома. Следовательно, нам стоит внимательнее разобраться с тем, каким бывает плач и какой именно плач приводит к радости и счастью. Нам известно немало видов слез и причин, которые их вызывают. Кроме боли от утраты близких и физической боли, можно вспомнить о слезах обиды и отчаяния, о слезах умиления и о слезах, которые текут при шинковке лука. Каждый может сам продолжить перечень и сделать собственную классификацию слез. Но к обещанному Христом блаженству и счастью приводит только один вид слез, который, к сожалению, вряд ли попадёт в нашу с вами классификационную таблицу: это те слезы, которые вызывает раскаяние в своих грехах и в своей неправде перед Богом и людьми. Именно такой плач преподобный Иоанн Лествичник называет радостотворным, то есть приводящим к радости. Памятники христианской письменности донесли до нас немало мыслей по этому поводу. К примеру, авва Исаия говорил, что оплакивание грехов своих доставляет мир и спокойствие. А святитель Игнатий Брянчанинов писал, что плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека и что плач утешает душу, смягчает сердце, отверзает его ко всем святым, духовным впечатлениям. Святитель Феофан Затворник был в этом вопросе прост, краток и прямолинеен, он писал: «Плачьте почаще; это очень умягчает сердце». Плач о своих грехах возможен только в том случае, если человек серьёзно относится к самому себе и к Богу. Только в том случае, если христианство для него не идеологическая концепция, а сама жизнь. Жизнь, у который нет конца. Жизнь, которая победила смерть Воскресением Христа Спасителя. Жизнь, в которой нет никакого горя, мрака или тоски, но которая требует к себе самого серьёзного и взрослого отношения, потому что только такое отношение способно сделать нас блаженными и счастливыми наследниками жизни вечной.
The Gospel of Luke, Chapter 6, verses 17-23.

17 And going down with them, he stood on a level place, and a multitude of his disciples, and a great multitude from all Judah and Jerusalem, and the seaside places of Tire and Sidon,
18 who came to hear him and to be healed of their diseases, also those who suffer from unclean spirits; and were healed.
19 And all the people sought to touch Him, for power proceeded from Him and healed everyone.
20 And He, lifting up His eyes on His disciples, said: Blessed are the poor in spirit, for yours is the kingdom of God.
21 Blessed are those who hunger today, for you will be satisfied. Blessed are those who weep today, for you will laugh.
22 Blessed are you when people hate you, and when they excommunicate you, and revile you, and bear your name as dishonorable for the Son of Man.
23 Rejoice on that day and be glad, for great is your reward in heaven. So did their fathers to the prophets.

Hieromonk Feoktist (Igumnov) comments

The Church repeats the Beatitudes during almost every Liturgy. It happens, and quite often, that during the same liturgy she repeats them twice, as today. True, the current Gospel reading repeated not all of them, but only four, they are fully contained in the Gospel of Matthew. From the moment of their pronouncement by the Lord Jesus Christ and up to the present day, these commandments have been a challenge to man, a challenge that turns all those principles by which human society lives upside down. Take, for example, Christ's statement that blessed, that is, happy, are those who weep. It is common for any person to desire joy and strive for it with all his might, but Christ speaks of the happiness of those who weep. Are those happy who, suppose, lost their only child and cannot help but cry? Or those crying from indescribable bodily pain caused by a serious illness? Life gives us many reasons and reasons for such crying, we all come across them, if not every day, then very often. And we know from experience that in these tears there is not even a hint of happiness, but there is only hopelessness and despair. But there is no untruth in the words of Christ, this is a well-known Christian axiom. Therefore, we need to take a closer look at what crying is and what kind of crying leads to joy and happiness. We know many types of tears and the reasons that cause them. In addition to the pain of the loss of loved ones and physical pain, one can recall tears of resentment and despair, tears of affection and tears that flow when chopping onions. Everyone can continue the list and make their own classification of tears. But only one kind of tears leads to the bliss and happiness promised by Christ, which, unfortunately, is unlikely to get into our classification table: these are the tears that cause repentance for our sins and for our unrighteousness before God and people. It is precisely such weeping that the Monk John of the Ladder calls joyful, that is, leading to joy. Monuments of Christian writing conveyed to us a lot of thoughts on this matter. For example, Abba Isaiah said that mourning for one's sins brings peace and tranquility. And St. Ignatius Brianchaninov wrote that crying is a heartfelt feeling of repentance, salvific sorrow about sinfulness and various, numerous weaknesses of man, and that crying consoles the soul, softens the heart, opens it to all holy, spiritual impressions. Saint Theophan the Recluse was simple, short and straightforward in this matter, he wrote: “Weep more often; it very much softens the heart. " Crying for their sins is possible only if a person is serious about himself and towards God. Only if Christianity is not an ideological concept for him, but life itself. A life that has no end. Life that conquered death by the Resurrection of Christ the Savior. A life in which there is no grief, darkness or longing, but which requires the most serious and adult attitude towards itself, because only such an attitude can make us blessed and happy heirs of eternal life.